НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК УКРАИНЫ
П И С Ь М О
09.03.2011 №
11-117/982-3354
Разъяснение относительно особенностей ведения кассовых операций
субъектами хозяйствования
Национальный банк Украины
(далее – Национальный банк) рассмотрел обращение <...>, поступившее
с письмом Администрации Президента Украины от 18.02.2011
г. № 03-01/570, относительно особенностей ведения кассовых операций субъектами
хозяйствования и в пределах своей компетенции сообщает следующее.
Первый вопрос
В статье 8 Закона Украины "О
государственной налоговой службе в Украине" (далее -
Закон) определены функции Государственной налоговой службы
Украины. В частности, пунктом 1 данной статьи
предусмотрено, что Государственная налоговая администрация Украины
выполняет непосредственно, а
также организует работу государственных налоговых администраций и государственных налоговых
инспекций, связанную с
осуществлением контроля за соблюдением порядка проведения наличных расчетов за товары
(услуги) в установленном Законом порядке.
Частью второй статьи 250
Хозяйственного кодекса Украины предусмотрено, что действие данной статьи не распространяется на
штрафные санкции, размер и порядок взыскания которых определены Налоговым
кодексом Украины и другими законами, контроль за соблюдением которых возложен на органы государственной
налоговой службы и таможенные органы.
Согласно статье 114 Налогового кодекса
Украины предельные сроки применения
штрафных (финансовых) санкций (штрафов)
к плательщикам налогов соответствуют срокам давности для начисления налоговых
обязательств, определенным статьей
102 данного Кодекса.
Таким
образом, за превышение установленных лимитов остатка наличности в кассе штрафные
санкции к предприятию применяются в сроки, предусмотренные статьей 102 Налогового
кодекса Украины.
Второй вопрос
В соответствии с
абзацем вторым пункта
2.2 Положения о ведении
кассовых операций в
национальной валюте в
Украине, утвержденного постановлением Правления Национального банка
Украины от 15.12.2004 г. №637,
зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 13.01.2005 г. за № 40/10320,
с изменениями (далее - Положение), предприятия (предприниматели) осуществляют учет
операций с наличностью в соответствующих книгах учета.
Согласно абзацу двадцать четвертому пункта
1.2 Положения оприходование наличности
предпринимателями - это проведение
ими учета наличности в книге учета доходов и расходов.
Отсутствие записи в книге учета доходов и расходов
о полученной частным предпринимателем наличности является нарушением норм по
обращению наличности и ее неоприходованием.
В случае нарушения физическими лицами - гражданами
Украины, являющимися субъектами предпринимательской деятельности, норм по регулированию обращения наличности в
национальной валюте, которые устанавливаются
Национальным банком Украины, к ним в
соответствии с пунктом 1 Указа Президента
Украины от 12.06.95
г. № 436/95 "О применении
штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения
наличности" (далее - Указ
Президента Украины) применяются финансовые
санкции в виде
штрафа в пятикратном размере неоприходованной суммы.
В то же время сообщаем, что контроль за соблюдением физическими лицами
– субъектами предпринимательской деятельности норм по регулированию обращения наличности и применение штрафных санкций за нарушение данных норм осуществляются Государственной налоговой
службой Украины в соответствии со
статьей 8 Закона и пунктом 2 Указа Президента Украины.
Третий вопрос
Оприходование наличности с
оформлением приходных кассовых ордеров проводится
предприятиями в соответствии
с требованиями пункта 2.6
Положения с отражением операций в кассовой книге.
Поскольку физические лица - субъекты предпринимательской деятельности
согласно абзацу четвертому пункта 4 Положения
не ведут кассовую книгу, оприходование
наличности осуществляется ими в книге учета доходов и расходов без оформления приходных
кассовых ордеров.
В соответствии с
требованиями Налогового кодекса
Украины, статьи 8 Закона форма Книга учета доходов и расходов, которую ведут физические лица – предприниматели,
и порядок ее ведения установлены Государственной
налоговой службой Украины и не относятся
к компетенции Национального банка.
Заместитель Председателя Национального
банка Украины В.Кротюк
|